Альтернативная коммуникация — это любые способы коммуникации, при которых человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи.
К способам альтернативной коммуникации относятся жесты, письмо, графические, предметные символы, а также использование технических средств, воспроизводящих записанные голосовые сообщения или генерирующих голосовые сообщения. Даже азбуку Морзе можно назвать способом альтернативной коммуникации!
Термин «дополнительная коммуникация» используют для обозначения коммуникации, дополняющей речь. Она используется, когда человек говорить в той или иной степени может, но при этом наблюдаются какие-либо проблемы. В этом случае слово «дополнительная» подчеркивает двойную цель использования все тех же способов коммуникации, — жестов, графических символов, предметных символов, технических средств, — поддержку развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в случае, если у человека речь так и не разовьется.
Физическая терапия (англ. physical therapy, physiotherapy, аббрев.: англ. PT, рус. ФТ) — это медицико-социальная специальность, направленная на помощь людям с различными состояниями, при которых нарушены движения, двигательные возможности ограничены, а мобильность снижена.
Основана на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine), наряду с которыми, однако, требует от специалиста релевантного эмпирического опыта и развитого клинического мышления.
Первым упоминания об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Онако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике.
Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 125 организаций-членов, представляющих более 685.000 специалистов по физической терапии из многих стран мира.
Физическая терапия — признанная в мире университетская и научная специальность. Будущие физические терапевты изучают анатомию и биомеханику, физиологию и нейрофизиологию, патологию, психологию и основы коммуникации с пациентами, принципы клинического мышления, деонтологию и этические вопросы, а также специальные техники и приемы физической терапии в травматологии, ортопедии, неврологии, кардиологии, пульмонологии.
Физическая терапия использует весь спектр физических методов воздействия, но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.
Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.
Цель работы физических терапевтов: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддеживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Физические терапевты работают с пациентами всех возрастов и во всех областях медицины — в неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицине, наши пациенты имеют самые разные заболевания и состояния, с самым разным течением и прогнозом.
Эксперты по опыту (англ. exprets by experience) — это люди, которые, в общем случае, не являются специалистами в данной области, но обладают большим личным «клиентским» опытом, напрямую с ней связанным.
В сфере реабилитации и здоровья — это люди, которые привлекаются к работе в команде специалистов и при этом соответствуют одному или двум критериям:
В целом, можно выделить две основные формы работы экспертов по опыту:
Эксперты по опыту работают вместе со специалистами (специально привлекаются для этого) и, как правило, находятся под их супервизией в случаях, когда речь идет об обсуждении личных переживаний и ситуаций других пациентов, что необходимо для конструктивной и безопасной для пациентов работы.
Если эксперты по опыту не имеют соответствующего специального или высшего образования и разносторонней клинической практики, они не являются специалистами и ни в коем случае не могут считаться или выступать таковыми в публичном пространстве, однако способны внести очень ценный вклад в планирование, разработку и оценку эффективности реабилитационного процесса.
Немалое значение имеет и роль экспертов по опыту как в додипломном, так и в постдипломном образовании соответствующих специалистов, в публичных обсуждениях различных аспектов реабилитации.
Институт экспертов по опыту активно развивается в ряде стран при поддержке государства. В России также появились обзоры такой формы работы (в основном, это касается пока только п.1), а в ряде областей практики этот опыт перенимается и адаптируется под российские реалии, в том числе локальные (например, региональные).