Особый ребенок: работа с детскими садами

Работа с детскими садами
Photo by La Rel Easter on Unsplash

Сегодня мы поговорим о детском садике для особого ребенка. Нужно ли «отдавать» ребенка в детский сад? В каком возрасте это нужно делать? Не навредят ли «особому» ребенку неизбежные для первых месяцев в саду стрессы и бесконечные болезни? Будут ли за ребенком хорошо ухаживать в садике и выполнять все необходимые рекомендации, например по ортопедическому режиму? Будут ли использовать с ребенком альтернативную или дополнительную коммуникацию?

О своем опыте рассказывает Карина Петрова, мама Левы, который несколько лет успешно ходит в один из специализированных детских садов Санкт-Петербурга:


К сожалению, не всегда и не у всех бывает такой успешный опыт. Многие родители рассказывают, что в садике дети не используют технические средства реабилитации, что ребенка с церебральным параличом не берут на прогулку, чтобы не мыть колеса коляски или ходунков, или что ребенок всю прогулку сидит на лавочке или в коляске.

Что делать в таких ситуациях? Ответ один: разговаривать, объяснять и учить. В этой ситуации только родитель или специалист, который хорошо знает ребенка, могут помочь специалистам детского сада научиться правильно перемещать, сажать, кормить ребенка.

Нам всем придется ждать еще много лет, пока в детских садах появятся специалисты, способные сами во всем разобраться. Есть важные и не очень важные вещи. Правильно сидеть во время еды и занятий очень важно, потому что в садике ребенок проводит много часов и, если неправильно сидеть, появятся вторичные осложнения, а это очень опасно. Пользоваться АДК тоже очень важно, ведь садик — это место, где ребенок взаимодействует с большим количеством людей и ему крайне нужно иметь возможность спросить, ответить, прокомментировать, сообщить о своем дискомфорте. А вот ждать, что специалисты детского сада будут, к примеру, заниматься развитием функции руки у ребенка с гемипарезом, пожалуй, нереалистично.

В 2017-2018 учебном году специалисты АНО «Физическая реабилитация» вместе с родителями очень хотели добиться того, чтобы программы реабилитации, которые ребенок получает на наших занятиях, продолжались в садике. Мы думали, что детские сады радостно примут помощь и будут готовы к обсуждению потребностей каждого ребенка, к выбору оптимального маршрута его поддержки в садике и координации своей работы с нашей программой помощи.

Но мы столкнулись с определенными трудностями. Из 5 детских садов, которые посещали участники проекта «А-Tech» в 2 садиках персонал был неплохо ориентирован в проблемах детей с тяжелыми двигательными и множественными нарушениями развития, разделял «нашу» идеологию работы и был готов к сотрудничеству. Тут у нас не возникло никаких проблем.

В 2 детских садах первоначально высказались за сотрудничество, однако отказались допустить специалистов проекта на свою территорию, сославшись на новые административные ограничения. Обсуждать происходящее в детском саду по видео или допустить родителя в группу, а потом обсудить проблемные ситуации со специалистами АНО «Физическая реабилитация» и родителями тоже никто не захотел. Специалисты одного детского сада имели крайне низкий уровень подготовки по основным вопросам оказания помощи детям с тяжелыми двигательными и множественными нарушениями, поэтому единичными встречами и обсуждениями проблему было не решить.

В связи с этим работу с детскими садами пришлось значительно видоизменить по сравнению с первоначальным планом. В детские сады из 1-й группы было проведено 8 выездов специалистов АНО «Физическая реабилитация», кроме этого с ними поддерживается постоянная связь и обмен информацией. Основным фокусом работы для этих детских садов стала организация режима дня, правильного позиционирования и правильного перемещения в течение дня для выбранных детей с тяжелыми двигательными или множественными нарушениями. Также проводились консультации персонала по приобретению и использованию необходимого для выбранных детей оборудования. К концу учебного года (май 2018 года) в этих детских садах был организован и выполнялся рекомендованный режим для обоих детей. В настоящее время персонал обоих детских садов выражает желание продолжать эту работу и распространять ее на большее количество воспитанников.

Для специалистов детского сада с низким уровнем информированности специалистов составлен план рекомендаций по просмотру вебинаров проекта и других ресурсов, составлен план поддержки, а также подготовлены короткие обучающие видеоматериалы. Мы понимаем, что в этом случае необходимо длительное обучение специалистов, но для этого у нас не было финансовых ресурсов.
Персонал детских садов, которые отказались допускать специалистов на свою территорию, было решено включить с менее интенсивную программу: подключение к вебинарам, ресурсам проекта и участие в очном семинаре. Для всех желающих мы провели семинар «Особый ребенок в детском саду: что важно знать, чтобы не навредить ребенку и сохранить свое здоровье» (07.06.2018 г.). В нем участвовали 24 человека из 6 районов Санкт-Петербурга и г. Пскова. Используя реальные кейсы, современные классификации и оценки, специалисты учились сразу 4 темам: безопасное перемещение детей с тяжелыми двигательными нарушениями, правильное позиционирование, основы альтернативной и дополнительной коммуникации и обучение навыкам самообслуживания (как поддерживать имеющиеся у детей навыки и обучать новым).

Чему научил нас этот опыт? Во-первых, мы поняли, что нужно развивать проекты поддержки специалистов детских садов, они действительно часто не знают и не умеют работать с детьми с двигательными и множественными нарушениями, очень часто понимают, что им необходимо учиться, и хотят учиться. Во-вторых, теперь мы не питаем иллюзий о том, что работа с детским садом может ограничиться одной встречей, — помните, для лучших садиков потребовалось 8 встреч! — если мы будем продолжать такую работу в будущем, то будем реалистично планировать ресурсы.