Дауна синдром

Девочка с синдромом Дауна

Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной, 47-й, хромосомы. При этом у родителей ребенка набор хромосом абсолютно нормальный. Синдром Дауна с одинаковой частотой встречается у мальчиков и у девочек, и по статистике каждый 700-й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение примерно одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности.

Обычно диагноз ставится сразу после рождения. Дети с синдромом Дауна, которые живут в семьях, успешно учатся ходить, бегать, прыгать, самостоятельно есть, одеваться, играть, выполнять обычные для ребенка обязанности по дому. Они учатся в школе, занимаются спортом, осваивают множество профессий. Однако у них есть важные особенности, которые влияют на скорость освоения навыков, двигательное поведение, и обуславливают трудности, с которыми сталкиваются такие дети в процессе развития.

У детей с синдромом Дауна имеются характерные нарушения движений. По сравнению со сверстниками без нарушений такие дети развиваются медленнее и их двигательное развитие имеет ряд характерных особенностей. Наиболее типичное нарушение, свойственное им в той или иной степени, — это сниженный мышечный тонус: все дети гипотоничны (см. Гипотония мышечная), хотя степень гипотонии варьируется достаточно сильно.
Вследствие этого наблюдаются1:

  • неадекватные выпрямительные реакции и реакции сохранения равновесия;
  • недостаточная стабилизация положения в суставах (недостаточная мышечная коконтракция);
  • недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений;
  • гипермобильность в суставах.

Все это приводит к тому, что таким детям трудно контролировать положение тела в пространстве и движения, трудно переходить из одной позы в другую и поддерживать стабильную позу.

Перечисленные нарушения движений влияют на все двигательные компоненты, необходимые для формирования навыков крупной и мелкой моторики. Например, сочетание мышечной гипотонии, недостаточной коконтрации и сниженной проприоцепции будут влиять на формирование способности переностить вес на руку во всех положениях тела, а гипермобильность суставов в сочетании со сниженной проприоцепцией приведет к трудностям в формировании координированного дотягивания до предмета, ощупывания, захвата, удержания предметов и манипулирования ими.

Кроме этого, у ребенка с синдромом Дауна есть специфические анатомические особенности: руки и ноги у них пропорционально короче, чем у сверстников без синдрома Дауна. Это, в сочетании с гипотонией и вторичной слабостью мышц, приводит к тому, что рука редко оказывается в поле зрения, и, соответственно, хуже формируется такой навык, как точное дотягивание и удержание предмета под контролем зрения.

Важную роль в замедленном формировании двигательных навыков играют патологические позы, характерные для этих детей. Так, в положении лежа на спине при спонтанном двигательном развитии характерны асимметричные позы, ретракция плеч и неспособность оторвать руки от поверхности опоры: когда ребенок замечает какой-либо предмет, его двигательная активность повышается, но руки совершают движения лишь по поверхности опоры, а направленного движения к предмету не происходит. В положении сидя такие дети достаточно долго будут нуждаться в опоре. Поэтому до освоения самостоятельного сидения руки полностью исключаются из дотягивания и игры, а развитие соответствующих зрительно-моторных навыков запаздывает.
Рекомендации по терапии

Физическая терапия для ребенка с синдромом Дауна должна начинаться вскоре после рождения. Основная цель занятий: способствовать формированию важнейших компонентов движений и двигательных навыков и препятствовать формированию патологических поз и движений. Общие рекомендации для всех детей со сниженным мышечным тонусом даны в статье Гипотония мышечная.

Цели терапии

Общая цель терапии — добиться необходимого уровня контроля за положением тела, чтобы голова, туловище и конечности участвовали в правильных функциональных и произвольных движениях. На этапе освоения самых первых двигательных навыков это:

В положении лежа на животе достижение такого уровня функционального контроля за положением головы и степени стабильности плечевого пояса, чтобы навыки мелкой моторики могли развиваться.

В положении лежа на спине развитие контроля за положением таза и плечевого пояса способствует тому, что ребенок сможет дотягиваться до игрушки, расположенной над ним, удерживать игрушку перед глазами, поднять ноги, захватывать стопы руками и играть ими.

Развитие такой степени стабильности при переворотах, когда ребенок сможет приподнимать голову и конечности и совершать асимметричные движения.

При подготовке к ползанию на четвереньках развитие функциональной стабильности плечевого и тазового пояса, развитие опоры на руки и на колени, развитие адекватной двигательной активности туловища.

В положении сидя развитие необходимого функционального уровня контроля за положением туловища (разгибание, ротация, сгибание) и равновесия, а также формирование стабильности плечевого пояса, что необходимо для развития мелкой моторики.

В положении стоя развитие способности адекватно разгибать туловище и ноги в коленных и тазобедренных суставах, развитие ротации и двигательной активности туловища в положении стоя и развитие способности переносить вес тела на одну ногу.

При освоении самостоятельной ходьбы развитие достаточного для функциональной ходьбы уровня контроля за положением туловища и нижних конечностей, особенно способности переносить вес тела на одну ногу.