Детский церебральный паралич (ДЦП)

Церебральный паралич — это зонтичный термин, объединяющий группу непрогрессирующих состояний, которые связаны с повреждением мозга на ранних стадиях его развития (внутриутробно, во время родов или в первые два года жизни). В результате нарушается способность поддерживать позу, переходить из одной позы в другую, перемещаться и манипулировать предметами. По мере роста и развития ребенка картина двигательных нарушений часто изменяется, а кроме этого могут возникать вторичные осложнения, которые тоже изменяют картину нарушений.

Церебральный паралич — это состояние, при котором:

  • причины поражения мозга могут быть различными;
  • нарушение позы и движений диагностируются в первые 2-3 года жизни ребенка;
    могут быть разные типы нарушений движений;
  • нарушения движений могут наблюдаться в одной или в обеих половинах тела, а также по-разному проявляться в руках и ногах (Классификация церебрального паралича).

Церебальный паралич —это самый частый вариант двигательных нарушений, приводящих к инвалидности ребенка. В мире живет приблизительно 17 000 000 людей с церебральным параличом. В разных странах частота церебрального паралича составляет от 1,5 до 4 на 1000 родившихся живыми, это примерно 1 на 323 ребенка. В настоящее время ученые сходятся на мнении, что нет какой-то одной причины церебрального паралича: в каждом конкретном случае это состояние возникает, когда суммируется негативное воздействие нескольких патогенных факторов. Однако среди самых частых факторов риска можно назвать:

  • низкий вес при рождении и недоношенность;
  • хроническая гипоксия плода и асфиксия в родах;
  • внутриутробные инфекции;
  • многоплодная беременность.

Как и некоторые другие виды нарушений развития, церебральный паралич встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Приблизительно 58% детей с церебральным параличом могут самостоятельно ходить и не используют никаких вспомогательных приспособлений или технических средств реабилитации (ТСР).

Кроме двигательных нарушений у человека с церебральным параличом могут быть и другие сопутствующие нарушения. Вот некоторые факты об этом:

  • 1 из 10 имеет серьезные нарушения зрения;
  • 1 из 5 имеет проблемы со сном;
  • 1 из 5 не может полностью контролировать проглатывание слюны;
  • 1 из 4 страдает эпилепсией;
  • 1 из 4 имеет нарушения поведения;
  • 1 из 4 не может говорить;
  • 1 из 4 не может освоить навыки опрятности;
  • 1 из 2 имеет нарушения интеллекта;
  • 3 из 4 страдают от хронической боли.

Церебральный паралич нельзя вылечить, однако с течение жизни большинство детей с церебральным параличом осваивают множество двигательных навыков. Это означает, что ни лекарства, ни массаж, ни самая интенсивная реабилитация, ни колдовство не смогут сделать движения ребенка с церебральным параличом такими же, как движения ребенка с обычным развитием. С другой стороны, это значит, что усилия должны быть направлены на обучение ребенка правильным движениям и поддержку его двигательной активности. А кроме этого, ребенок с церебральным параличом должен жить обычной, нормальной жизнью ребенка: играть в игрушки, гулять, проводить время дома в кругу близких, знакомиться и играть со сверстниками, ходить в детский сад и учиться в школе, бывать везде, где бывают обычные дети.

То, что церебральный паралич нельзя вылечить, совсем не означает, что не нужно посещать врачей или не нужно лечить состояния, которые действительно требуют лечения. Например, если у ребенка есть эпилептические приступы, необходимо правильно подобрать специальные противоэпилептические лекарства и принимать их до тех пор, пока врач не отменит это назначение. Как бы родители ни относились к медикаментозной терапии, давать ребенку эти препараты нужно строго в соответствии с рекомендацией врача.

Среди современных методов лечения, помогающих снимать спастичность, особое место занимают инъекции препаратов токсина ботулизма А и долгосрочная интратекальная баклофеновая терапия (введение баклофена непосредственно в окружающую спинной мозг интратекальную область позвоночного столба). Эффективность этих методов доказана научными исследованиями, но они применяются по строгим показаниям и проводятся в соответствии с принятыми во всем мире протоколами. Важно понимать, что это не методы лечения церебрального паралича, а методы облегчения симптомов и профилактики появления костно-мышечных осложнений.

Человеку с церебральным параличом, с одной стороны, необходимо осваивать новые навыки, учиться самостоятельности и независимости. Этим занимаются специалисты по реабилитации (физические терапевты и эрготерапевты), специальные педагоги, психологи. С другой стороны, следует понимать, что существуют определенные нарушения, которые угрожают человеку с церебральным параличом постепенным ухудшением состояния и потерей функциональных возможностей. Это прежде всего нарушения костно-мышечной системы. Так, из-за спастичности и недостаточного растяжения в течение дня мышцы теряют способность растягиваться на необходимую длину, из-за постоянного нахождения в неправильных позах появляются деформации, а из-за неправильной нагрузки на суставы — паралитические подвывихи и вывихи. Эти и другие состояния носят название вторичных осложнений, и цель программы помощи — как можно дольше не допустить их возникновения.

Для организации и проведения эффективной программы терапии нарушений костно-мышечной системы и профилактики вторичных осложнений (программа физического менеджмента) требуются согласованные усилия специалиста по реабилитации, ортопеда, специалистов по ортезированию. Человеку с церебральным параличом нужна длительная постоянная поддержка, а не краткосрочные интенсивные курсы реабилитации и периоды отдыха между ними.

Специалисты по реабилитации — физические терапевты и эрготерапевты — могут использовать разные методы и подходы в работе. Характеристики наиболее часто используемых подходов к вмешательству см. статью «Церебральный паралич. Терапевтические подходы».